«Оптина Пустынь была той золотой чашей, куда сливалось все самое лучшее духовное вино России» — Концевич И.М. исследователь русского монашества.

Введе́нская О́птина пу́стынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви.

Расположен в 2 км от г.Козельска, Калужской губернии.Дорога в Оптину Пустынь пролегает по мосту через р.Жиздра, вдоль монастырской рощи.

По преданию, монастырь основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. По церковным записям 1670 года, есть свидетельства, что уже в XV столетии существовала Оптинская обитель. Она служила убежищем для старцев и стариц, живших в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца.

С XV—XVIII века обитель переживала тяжелые времена. В 1704 году по указу Петра I Оптина пустынь должна была платить оброк государству, деньги были нужны на строительство Петербурга и на войну со шведами. Этот оброк был обременителен для Оптиной пустыни. Только лишь в 1724 году, по Духовному регламенту ,Оптина пустынь была упразднена и была присоединена к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю. Все деревянные строения в годы упразднения обители развалились.

В конце 1726 года по указу императрицы Екатерины I Оптина пустынь восстановлена. На основании указа архиепископа Сарского и Подонского Леонида, от 11 июля 1727 года, архимандриту Тихону, настоятелю Белёвского Спасо-Преображенского монастыря, Оптиной пустыни было возвращено монастырское имущество.

В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились пустынники — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать старец (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись люди, стремившиеся к духовной жизни. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.

Благодатное чудо, что в Оптиной эстафета старчества, не пресекалась более 100 лет.

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — основатель и вдохновитель оптинского старчества.

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) — старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины нёс подвиг старческого окормления

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) — явил пример сочетания подвижничества, смирения и нестяжания с управлением обителью и благотворительной деятельностью.

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь несший крест телесных болезней.

Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805—1873) — ученик и преемник старца Макария.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами[2], а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе управление обителью и искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца.

Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрёл величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства.

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) — ближайший ученик старца Варсонофия, молитвенник и пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители.

И по сей день люди приезжают к мощам Оптинских старцев с молитвами и всегда находят утешение.

ПОДЕЛИТЬСЯ